Кассетник с навигацией, гусеницы и крутилки: как эволюционировали автомагнитолы

Автолюбитель

Автоматический поиск радиостанций в радио в 1950-х годах и GPS в кассетном магнитофоне в начале 1990-х: как развивались автомобильные мультимедиа в «эпоху до планшетов»? «Колеса» нашли единственного в России профессионального коллекционера автомагнитол Mercedes-Benz, который рассказал нам о самых интересных выставках и их истории!

Термин «профессиональный коллекционер», который я использовал во вставке к этой статье, может быть не слишком правильным: коллекционирование – это априори хобби; явление не профессиональное, а чисто любительское… Однако герой нашего рассказа – до боли специфический коллекционер. Наверное, единственный в своем роде в нашей стране, а тем более – единственный признанный своим в небольшом европейском сообществе коллекционеров закрытых зон автомобильной аудиотехники. Поэтому термин «профессионал» здесь звучит вполне уместно и мы его оставим!

Итак, встречайте: Дмитрий, 32 года, житель Москвы:

– Немного подержанный Мерседес 124 появился у нас в семье еще в 90-х годах. В 2010 году он сдал меня с пробегом около 300 тыс. Км. Была кассетная дека, у которой была типичная чума: резистор ручки регулировки громкости изношен, залился графитовой пылью, ручка вела себя неадекватно. Вместо кассетного плеера я поставил высококлассный на тот момент процессор Pioneer DEH-88RS2, условно подходящий по своей симметрии в дизайне интерьера. Но, несмотря на то, что долго рылся в настройках (коих там море), великолепного звука родной “головы” получить не удалось. В результате домашнее устройство было снято с чердака, отремонтировано и выключено… Я заинтересовался эволюцией ЭБУ Mercedes и бросился с головой в его студию, приобретая копию за копией, изучая и восстанавливая их. Моя коллекция охватывает период от послевоенного до 2001 года, когда появилась система Command на рестайлинге 210 кузова. В дальнейшем магнитолы перестали быть самостоятельными устройствами и были глубоко интегрированы в интерьер и электронику автомобиля. И что, пожалуй, даже более важно – пропал восхитительный олдскульный звук… Машины стали дороже и сложнее, пропал звук.

Коллекционирование магнитол Mercedes-Benz – узкое хобби, которое у нас совсем не развито. Да и за рубежом это тоже гораздо реже, чем собирать тот же ретро мерседес… Однако за несколько лет этого увлечения Дмитрий успел завоевать определенный авторитет в кругах европейских (в основном немецких) коллекционеров, скрупулезно изучая мельчайшие детали в различиях между множеством разновидностей радиомагнитофонов, которые проводят микро-фестивали и тематические выставки и публикуют каталоги, уникальные для их сообщества.

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Традиционно крупнейшим партнером Mercedes-Benz по поставкам компонентов для аудиосистем была немецкая компания Becker, партнерство с которой началось еще до Второй мировой войны. Почти 90% всех головок машин с трехконечной звездой сделаны им. Беккер названиями моделей не стал портить… Основными названиями моделей магнитол были Avus, Europa, Grang Prix и Mexico. Они существуют десятилетиями, кардинально меняясь внешне и внутренне, получая различные указатели и модификации, но сохраняя названия. Также в разное время Mercedes-Benz сотрудничал с Blaupunkt, Bosch, Alpine, JVC и некоторыми другими компаниями, но эти партнерские отношения нельзя назвать значительными и / или долгосрочными.

Самая старая вещь в коллекции Дмитрия – это Becker Mexico, одноламповый автомобильный радиоприемник 1953 года. С конца 1940-х годов он устанавливался на Mercedes-Benz в 110-м кузовном цехе.

Корпус ресивера похож на стандартный «single-din», как у современных, но снизу прикручивается более крупный блок, а внешний модуль подключается кабелем с многополюсным разъемом, на котором находится ламповый усилитель мощностью 7 Вт. Волны – средние и УКВ, от 87 до 106 МГц: на 106 мегагерцах в Европе диапазон закончился в те годы.

Дмитрий говорит:

– Аппарат полностью работоспособен – в таком виде найти его было очень сложно. Я долго переписывался с немецкими мастерскими, которые занимаются реставрацией классических автомобилей, поэтому мне удалось его купить. В магнитоле автонастройка работает потрясающе. Трудно поверить, зная, что ему 68! Под шкалой настройки находится длинная удлиненная клавиша, на которой только что написано Becker Mexico: это кнопка автоматического поиска. После однократного нажатия (а он «щелкает» с невероятно вкусным тактильным откликом!) Мотор начинает вращать переменный конденсатор через редуктор и останавливается при обнаружении радиостанции. И стопы идеально чистые и четкие – строго по частоте. Следующее нажатие – и настройка идет на следующую станцию ​​и так далее. Когда стрелка достигает конца шкалы, поисковый механизм автоматически возвращается в начало, на 87 МГц.

Следующая выставка на временной шкале – Becker Mexico Casette Stereo. Это 1975 год, и в «Мерседес-Бенц» было 115 таких кузовов. Это уже классическое радио: магнитола и радио. Происходит явная преемственность дизайна с предыдущей моделью: между кнопками в ассортименте находится такая же длинная клавиша автонастройки с надписью Becker Mexico Casette.

Читайте также:  5 главных изменений, которые коснутся российских автомобилистов в конце 2021-го

Внешний усилитель снова выполнен в виде отдельного внешнего блока, но здесь это уже не ламповый усилитель, а транзисторный усилитель – мощные выходные транзисторы видны снаружи на стенке радиатора. Были как моно, так и стерео версии. Внешний усилитель использовался из-за довольно большой базы радиоаппаратуры того времени. В 70-е не было возможности вставить его в корпус самой магнитолы (в которой много места занимала хитрая механика автонастройки…

Во второй половине 1970-х претенциозный стиль «домашнего радио» в автомобильной аудиотехнике начал постепенно исчезать. И в ручках, и в панелях преобладал пластик и, что немаловажно, тогда это была не экономия, а наоборот – шик!

Типичные представители жанра: Becker Europa в версии радиоприемника и кассетной деки. Конец 1970-х – начало 1980-х, корпус 116 и начало 123. Ручки регулировки громкости и радиоуправления сегодня выглядят нелепо, напоминают кухонную плиту или стиральную машину… Однако у ресиверов была память на станции!

Кнопки ЛМКУУУ – ячейки памяти в соответствующих диапазонах. В результате можно было сохранить одну станцию ​​в длинноволновом, средневолновом и коротковолновом диапазонах, а три станции – в элегантном УКВ. После настройки на станцию ​​с помощью ручки вам нужно было потянуть кнопку памяти на себя до щелчка, затем нажать ее до упора, снова нажать, и станция была сохранена. Кнопка и индикатор «курьер» – включение специального режима приема сообщений о дорожной обстановке: трансляция с подтоном, своего рода предвестник текущей RDS.

Кассетная дека – автореверса нет, хотя тогда он уже начинал появляться. Удивительно, насколько удивительным было качество ремней – они не высохли до сих пор, хотя никогда не менялись! Кассета играет как положено, звук не “качается”! В этих же устройствах, кстати, впервые появляются светодиоды, пока только для индикации режимов работы радио. Весы еще подсвечивались сзади лампочкой накаливания…

Первая магнитола с ЖК-дисплеем появилась на Mercedes-Benz в 1981 году, на автомобилях 126-го кузовного цеха. Это следующее поколение Becker Mexico Casette. Цифровое радио, память станций, электронная регулировка громкости (кнопка). Были версии с усилителями 2х5 ватт и 2х7 ватт, были магнитолы и были голые радиоприемники, у которых удаленный кассетный магнитофон располагался в подлокотнике.

Модель выпускалась недолго – два года. Принято считать, что дизайнеры переборщили с кнопками «заподлицо», из-за чего у них не было недостаточного «нащупывания» вслепую.

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Becker Grand Prix Code – необычная модель с рядом интересных для того времени нововведений. Он был установлен в конце 123, а также в 126. Первая модель с кодом защиты от кражи пароля. Эксперименты в области эргономики продолжаются…

Ключевой особенностью этой магнитолы являются, конечно же, «гусеницы». Справа и слева расположены два регулятора, которые не нужно вращать или перемещать, а приводятся в движение резиновой «гусеницей», движениями напоминающие перелистывание страниц! Необычный тип регулятора, но очень удобный, особенно для управления жалюзи, не отрывая глаз от дороги.

Здесь тоже очень интересны кнопки памяти станций! Сделаны они применительно к олдскульным механическим кнопкам, за которыми стояли не простые контакты для замыкания, а тяги механизмов. Тут же кнопки фиксации станции в памяти нажимаются и щелкаются как «механик», хотя это ложное решение – по сути, это обычные электронные часы.

1985–1987 годы принесли расширение ЖК-дисплеев: с Becker Mexico Casette, эта длинная и узкая конструкция экрана головного устройства Mercedes-Benz зарекомендовала себя на долгие годы.

Магнитола тоже зашифрована. Еще есть механическое управление кассетной декой, но уже есть автореверс, есть кнопка шумоподавления Dolby, кнопка CR для хромированной пленки.

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Самая редкая экспериментальная кассета Becker Mexico конца 1980-х – с микроскопическими ручками, встроенными в большие кнопки-качалки! Эти крошечные колеса регулируют баланс левого / правого и соотношение громкости передних / задних колес. Честно говоря, ничего особенного (и даже очень полезного) в таком решении нет, но технически это было очень сложно: от этих колес, вживленных в ключи, маленькие карданные валы (!) Проходили через весь корпус магнитолы вплоть до задняя стенка… Это тоже первая модель магнитолы Mercedes-Benz, где была связь с датчиком скорости и автоматическая регулировка громкости в зависимости от скорости движения.

1991-1993 гг. Becker Grand Prix и Becker Grand Prix 2000. Магнитолы по-прежнему кассетные, но впервые в них есть управление внешним CD-чейнджером!

Читайте также:  7 способов, как точно «вычислить» битый автомобиль

1990-1993 гг. И очень интересные модификации кассеты Becker Mexico 2000. Их устанавливали на кузов 140 высотных конфигураций – 600-й, 500-й. Эти два устройства практически одинаковы, но с небольшими различиями для разных рынков. Один из радиоприемников имеет пластиковый корпус, а другой – металлический. Автоматическое втягивание кассеты: я слегка нажал на нее, и она засосалась в механизм. Кассетная дека управляется электроникой.

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Но самая вкусная вещь в этих Мексиканских 2000-х – это новаторские двойные тюнеры в готовых модулях с непрерывным сканированием радиодиапазона, а также пульты дистанционного управления!

Как только вы включаете магнитолу, одним тюнером сразу же начинается прием радио, без всяких задержек, а вторым тюнером одновременно прочесывает весь диапазон от начала до конца. И так всегда бывает. Это позволяло быстро переключаться с одной станции на другую последовательно (с помощью кнопок со стрелками, а не кнопок памяти), так как при таком переключении станции брались не из эфирного поиска, а уже из внутренней памяти второго тюнера, который тоже постоянно обновляется. Кроме того, часто бывает, что радиостанции имеют разные частоты в разных регионах вещания: в этом случае двойные тюнеры Mercedes-Benz автоматически, незаметно и бесшумно меняют частоту, когда вы выходите из зоны вещания на одной частоте во время долгого путешествия, а вы вошел в зону по другому…

Блок сдвоенных тюнеров также содержал усилитель и был размером с само радио:

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Инфракрасный пульт в тот момент – это особый шик! Огромный толстый кирпич (при этом очень удобный) на короне на 9 вольт!

В 1989 году на автомобилях появился новый звуковой носитель – компакт-диск. Becker Mexico Divercity стала первой магнитолой (хотя слово «магнитола» с потерей кассетного привода уже не имеет никакого значения, но мы продолжим использовать его как привычное и понятное) с CD приводом в Mercedes.

Механизм шайбы засасывался, клавиши управления радиостанцией опускались вниз, а клавиши шайбы располагались сверху. Общий дизайн в целом не изменился – все тот же длинный узкий дисплей – «карандаш» с фирменной желтой подсветкой. Блок тюнера и усилителя – всегда внешний:

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Два других очень интересных устройства с исторической и коллекционной точки зрения – это варианты модели Becker Exquisit. Ставились на рестайлинг 124-го, рестайлинг 140-го и дорестайл 210-го кузова.

С этой модели магнитол перестали писать марку производителя (Беккер) – просто модель. Несмотря на годы выпуска с 1993 по 1997 и наличие дисковых радиоприемников в модельном ряду Mercedes-Benz, эти Exquisit являются кассетными. Но, конечно, с возможностью управления менялом. Mercedes-Benz долгое время не прятал магнитную ленту… Также был доступен инфракрасный пульт дистанционного управления.

Хотя название модели переводится как «изысканный», носики магнитол выглядят грубовато, по конструкции ближе к коммерческим автомобилям, чем к легковым автомобилям премиум-класса… Однако стоили они чрезвычайно дорого. Щель кассетной деки здесь уже уже, чтобы кассета вставлялась вдоль, а не поперек. Кассетная дека имеет всасывающий механизм и управляется электроникой, хотя кнопки записывающего устройства очень большие и кажутся механическими.

Чем еще интересен Exquisit? Прежде всего, то, что это была попытка сотрудничества Mercedes-Benz с японскими производителями электроники. Модель Exquisit была разработана, конечно, Беккером, но копию внезапно разрешили для этой задачи в объединенных компаниях Matsushita и Nakamichi. И сделали свою версию, как ни странно, не для японского рынка Mercedes, а для Европы… Это был заказ на бронеавтомобиль Gelandewagen, броневик 140 и некоторые варианты деталей. Внешне магнитолы почти такие же, но у версии Becker пластиковая передняя панель и кнопки, а у версий Matsushita и Nakamichi полностью металлические, хотя визуально это практически не видно. Это было требованием пожарной безопасности ввиду установки систем пожаротушения в «арматуре». Вроде «вариант, не поддерживающий горение».

Японская и немецкая версии отличались звуком и консолями. Версия Becker звучала потрясающе, но версия Matsushita / Nakamichi звучала так себе… Пульт дистанционного управления немецкой модели такой же, как и раньше, здоровый угловой кирпич, но японцы постарались и сделали гораздо более стильный и современный версия:

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Наступает 1997 год… В нашей стране еще сходит с конвейера 412-й ИЖ с магнитолой «Былина», а у Mercedes-Benz первая магнитола с GPS-навигацией!

Вот три основных устройства, на которых реализована навигация. На фото – снизу вверх:

1 – Radio Blaupunkt, 1997 г., последние 140 корпуса;

2 – кассетная дека Bosch, в которой слот для кассеты был спрятан за откидным дисплеем; 1999 г., 140 и 210 кузов;

Читайте также:  5 модификаций УАЗ, которые не отличить от лучших зарубежных внедорожников

becker Audio 30, 210 корпусная 3-х дисковая магнитола

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Слот в кассетоприемнике был спрятан за откидным дисплеем… Петля дисплея моторизована. Часто меня, кстати, ломали попытки принудительно закрыть вручную…

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Как работала навигация в эпоху более простых отображений символов без графики в современном понимании? И даже на таких простых устройствах, как магнитолы и кассетные магнитолы?!

Фактически все функции навигации выполнял внешний блок навигации. Он был такого же размера, как и сама магнитола, даже больше. Внутри блока был CD-привод, на котором крутился диск с программным обеспечением. При нажатии кнопки «NAV» на магнитоле устройство запускается, раскручивает диск и предлагает ввести адрес. Ввод производился в более простом буквенно-цифровом интерфейсе путем наведения курсора на алфавит.

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

После ввода адреса началось ведение по маршруту. Это была «голосовая стрелка»: женский голос, знакомый любой современной навигации, отдавал команды, а с дисплея на экране были только стрелки: прямые или повернутые, с дистанцией для маневра. Карта с улицей, зданиями и прочими объектами на данный момент, конечно, не отображалась. Но это был и настоящий прорыв: настоящая революция в информационных системах для водителей!

Кассетная дека с навигацией, гусеницами и роторами: как развивались автомобильные радиоприемники

Две красивые и дорогие модели с отделкой из орехового дерева – это диск Becker Grand Prix и кассета Becker Mexico. Конструктивно интересные устройства со съемными панелями в удобных корпусах, с компактными консолями. Выпускался в конце 1990-х и продавался как дилерские варианты. Примечательно, что Becker производил их не только для Mercedes-Benz, но и для других марок. Для этого в меню можно изменить цвет подсветки: желтый для Mercedes-Benz, зеленый для Ford, красный для Audi и Porsche.

Интересный факт: светодиодные технологии на тот момент были еще несовершенными, и на этих устройствах RGB-подсветка дисплеев оказалась недолговечной… Диоды время от времени (довольно быстро) портились: красный или зеленый в матрице перестали чтобы светить нормально и дисплей оказался беспорядочно разноцветным – одни диоды светились только зеленым, другие – только красным, а третьи оставались исправными и реагировали на настройку, давая, например, желтый цвет… Сегодня найти такую ​​магнитолу с живым воспроизведением крайне сложно, но оба экземпляра в коллекции Дмитрия вполне годны!

В 1992 году Technics (бренд Matsushita, ныне Panasonic) неожиданно вошел в список аудиопартнеров Mercedes-Benz. Этой марке разрешено производить магнитолы для автомобилей, выпускаемых для японского рынка (кузова 124, 129, 126). В результате получился уникальный и очень редкий на сегодняшний день аппарат с необычной «гладкой» передней панелью, необычным для магнитолы Mercedes-Benz газоразрядным (не жидкокристаллическим) дисплеем и фантастическим качеством звука! Выпускался с 1992 по 1996 год.

Еще одна любопытная история сотрудничества Mercedes-Benz и японцев в период 1995–1996 годов, то есть с JVC. Японской компании было разрешено создать клон следующего поколения Becker Mexico, и в результате появилось устройство под названием JVC KD-NX-1R.

Оба устройства были дисковыми, с откидными передними панелями и, что немаловажно, уже с навигацией, интегрированной в основной корпус магнитолы, без дальнейших удаленных блокировок. Были проданы диски с картами, а музыкальный компакт-диск или навигационный компакт-диск был вставлен в слот радио. Слушать музыку с диска при работающей навигации можно было, но только от внешнего зарядного устройства, которым магнитола могла управлять. Однако радио работало параллельно с навигационными сообщениями: звук станции приглушался, когда навигация давала команду водителю.
Японцы сделали свою версию немного другой по форме кнопок и ручек, но, по сути, она была одинаковой. И этот Becker, и его клон JVC не были установлены на конвейерной ленте Mercedes-Benz, но были установлены в качестве дилерских опций для 124-го, 140-го и 210-го рестайлинга.

Несмотря на размер, наша статья охватила максимум треть коллекции Дмитрия – во многом есть нюансы, которые важны только для специалиста и не слишком выразительны для тех, кто не копает так глубоко и которых достаточно, чтобы расширить свой кругозор, чтобы познакомиться с хобби необычное на первый взгляд. Многое еще реставрируется, например очень интересные модели со встроенными телефонами и сим-картами тяжелого формата 1FF. Но главное, что, несмотря на ограничения по сроку, установленные в условиях раннего сбора, сбор не имеет конца и не виден и его не видно… У Mercedes-Benz был слишком широкий ассортимент типов и подвиды одних и тех же моделей для разных рынков и условий в одной жизни, силы одного человека смогли бы собрать все в одном месте!

Один источник

По материалам мирвокругнас

Оцените статью
Добавить комментарий