Луноликая сосна, зимняя сакура и лотосовый пруд: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Туризм и отдых

Японская любовь оценивать и рекомендовать что-либо в мире отражена в выборе достопримечательностей, записанных в серии гравюр укиё-э. Хорошо известная европейской публике работа Хокусая «36» или «100 видов Фудзи» является примером этой страсти к таксономии в отношении известных мест (яп мэйсё, 名所).

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Первоначально термин мэйсё обозначал места, известные в основном поэтическими и литературными описаниями эстетически привлекательных природных территорий. Однако с развитием ксилографии и активного внутреннего туризма в период Эдо (1603-1868) этим термином стали обозначать более широкий круг достопримечательностей, ранее не упоминавшихся в японской классической поэзии и прозе. В этой статье мы поговорим об одном из таких относительно «новых» известных мест, которое и сегодня остается одной из визитных карточек города Токио.

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Это «лунная сосна» (tsuki no matsu, 月 の 松) перед Залом чистой воды (Kiyomizu Kannon-do:, 清水 観 音 堂) храма Каньэйдзи в парке Уэно в Токио. Причудливо переплетенные ветки сосны образуют кольцо, сквозь которое мы видим зал богини Бензайтен (Бентэн-до:, 弁 天堂) на маленьком острове посреди лотосового пруда Синобадзу. На фото хорошо видно, что сосновые ветки соединены тканью, то есть перед нами не чудо природы, а творение рук мастеров-садоводов.

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

То, что сосну прозвали «лунной», кажется понятной метафорой: круг сосновых ветвей своими очертаниями напоминает небесное тело. Однако решающим моментом здесь является скорее место: территория буддийского храма.

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Изображение круга (яп энсо:,円相) на территории храма чаще всего является символом просветления, которое традиционно именуется в буддийском искусстве ликом полной луны. Эта метафора становится тем более яркой оттого, что эта «луна» возвышается над лотосовым прудом, что рождает в сознании посетителей образ острова Фудараку – одной из «чистых земель», рая Бодхисаттва Каннон. Поздней осенью перед залом богини Бензайтен на зимних деревьях сакуры распускаются нежно-розовые цветы, чьи лепестки кружатся на ветру, словно падая с неба, — разве это не картина рая?

Читайте также:  9 мест итальянской столицы, которые незаслуженно обделены вниманием туристов

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Зал Киёмидзу Каннон был возведен под руководством влиятельного буддийского монаха Тэнкая (1536-1643) на территории храма Каньэйдзи в 1631 году, чтобы в столице сёгуна Эдо был собственный храм «Чистой воды», так же, как имперская столица Киото. Тэнкай помог Токугаве Иэясу разработать ритуалы для святилища Никко, где после смерти должны были поклоняться основателю новой династии сёгунов, самому Иэясу. Идею копирования знаменитых священных мест Киото также можно рассматривать как шаг к усилению символической власти сёгунского клана. Как и в первоначальном варианте здания храма в Киото, главной особенностью токийского Каннон Холла является высокая терраса, с которой открывается панорамный вид на город, особенно привлекательный в сезон цветения сакуры у подножия горы.

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Одна из легенд о Храме Чистой Воды в Киото отражена в поговорке «Киёмидзу-но бутай-кара тобиориру» — «Прыгнуть с места храма Киёмидзу». Такой прыжок смертелен, но выжившему гарантировано исполнение желаний. Первоначальный вариант легенды записан в сказке в «Старых сказках» (Кондзяку Моногатари, XII век) о юноше по имени Тадаакира, поссорившемся с несколькими молодыми людьми прямо на священной сцене. Они окружили молодого человека, и когда другого выхода не было, Тадаакира сорвал дверь с петель и спрыгнул с террасы, успев только крикнуть: «О, Каннон, помоги мне!» Умело соскользнув вниз, Тадаакира благополучно приземлился у подножия горы, оставив своих врагов в замешательстве. На фото картина в виде молитвенной таблички (эма, 絵馬), напоминающая об этом сюжете.

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Вы не найдете сосен перед киотским храмом. Цуки-но-мацу — изюминка Токийского храма чистой воды. Однако сосна, которую мы видим сегодня перед Каннон-холлом, была посажена совсем недавно, в 2012 году, так как предыдущее дерево погибло после сильных ураганов в конце 19 века. Также, судя по гравюрам Утагавы Хиросигэ (1797-1858), сосна находилась в другом месте, не прямо перед террасой, а у подножия горы. Известность места, прославившегося весенним пейзажем цветущей сакуры, терраса Киёмидзу Каннон получила, видимо, после появления серии «100 знаменитых видов Эдо» Хиросигэ. На этом изображении хорошо видно положение «лунной сосны»

Читайте также:  14 красивейших и интереснейших неизученных мест нашей планеты

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Гравюра Утагавы Хиросигэ «Уэно Киёмидзудо Синобадзу-но Икэ» из серии «Сто известных видов Эдо», 1857 г

Хотя у Хиросигэ есть и второй разрез «осеннего ряда» знаменитых пейзажей Эдооса, где главную роль играет «сосна луны». Сосна на переднем плане словно обрамляет здания города в вечерних сумерках, оставляя незамеченным зал Бензайтен справа. Думаю, здесь обыгрывается идея «надейся на Бога, но не ошибайся», так как прямо в центре городского пейзажа стоит пожарная смотровая вышка — чрезвычайно важный для жителей Эдо объект, сделанный из лес, который каждый год страдал от страшных пожаров в зимнее время года.

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Гравюра Утагавы Хиросигэ «Лунная сосна в Уэно Ямаути» из серии «Сто известных видов Эдо», 1857 г

Храм Каньейдзи встретил меня алыми листьями момидзи, зимней сакурой возле чертога богини счастья и покровительницы музыки Бензайтен, а также цветами лотоса в пруду Синобадзу, еще раз подтвердив свое звание «райского уголка».

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Лунная сосна, зимняя сакура и пруд с лотосами: знаменитые пейзажи Уэно (Токио)

Текст и фото: Александра Бурыкина — японский культуролог, исследователь японской театральной традиции, выпускница философского факультета МГУ, аспирантка Тель-Авивского университета. В настоящее время проходит стажировку в Университете Хосей (Токио).

Живой дневник

По материалам мирокруглой

Оцените статью
Добавить комментарий